Депрессии и суициды

16:09:2010 г.
depressii.jpgПочему осенью резко увеличивается количество депрессий и суицидов и как предотвратить эти тяжелые расстройства?
«Летом мы чувствуем большое напряжение от солнечных лучей: солнце дает нам энергию, но одновременно утомляет иммунную систему. Когда приходит осень, уменьшается температура воздуха и количество солнечного света, у людей стремительно слабеет иммунитет. Поэтому депрессию можно назвать чисто погодным «ритуалом», - рассказывает врач-психиатр Киевского городского центра здоровья Светлана Никишаева. - Кроме того, организм начинает производить меньше гормонов, среди которых и серотонин - гормон сна, который не допускает возникновения депрессии. Слишком жаркое лето (например, такое, каким было нынешнее) очень истощает иммунитет, говорит врач. Итак, нынешняя осень обещает психиатрам целый «урожай» меланхолий, депрессий и суицидов.


«Они лежат и страдают»
Зачастую мы называем депрессией обычное меланхоличное состояние, однако госпожа Никишаева замечает: это еще «цветочки» по сравнению с настоящей депрессией. «Она может появиться либо у людей, больных на астению и вегето-сосудистую дистонию, или у тех, у кого депрессии случаются каждый сезон. А у людей с нормальным обменом веществ, которые не жалуются на какие-либо заболевания, может возникнуть лишь легкое состояние угнетения, - говорит врач. - Тяжелых последствий он за собой не повлечет, особенно если человек будет выезжать на природу в выходные дни, принимать витамины, вдоволь отдыхать и посвящать время любимому хобби.
Другое дело - депрессия. Если на это состояние вовремя не отреагировать, оно может подтолкнуть человека к самоубийству. «Среди людей, страдающих на сезонные депрессии, процент суицидов очень низкий. Обычно, они не прыгают с балконов и не режут себе вен - просто лежат себе лицом к стене и страдают. А до суицида может привести очень острая реактивная депрессия - та, которая стала реакцией на сильный стресс (из-за потери работы, близкого человека и т.д.)», - говорит госпожа Никишаева.
У бомжей депрессий не бывает
Больше суицидов среди людей до сорока лет происходит через социальные факторы: кто потерял должность, кто не поступил в университет или плохо сдал экзамен ... Провал в борьбе с конкурентами тоже может существенно повлиять на душевное состояние человека. «Больше самоубийств происходит в Японии, - рассказывает Светлана Никишаева. - Это - высокотехнологичная страна, граждане которой имеют завышенные требования к себе и всему, что их окружает. Японцы часто решаются на суицид только потому, что не получают работы в вожделенной компании». В Украине в этом плане спокойнее, хотя нереализованных карьеристов среди самоубийц тоже хватает.
А вот у людей, оказавшихся на социальном «дне», все совершенно иначе. «У бродяг, живущих на вокзалах, не бывает депрессий и суицидов, - утверждает врач. - Они приспособлены к своему уровню жизни, «закаленные» проблемами. Совсем другая ситуация у людей, которые жили зажиточно и вдруг оказались на грани банкротства - они не могут с этим смириться и решаются на суицид.
Кроме того, в мегаполисах случается гораздо больше самоубийств, чем в селах или небольших городках. «У горожан большие требования ко всему: они видят большую степень достатка других людей и не могут смириться с тем, что некоторые блага им недоступны», - объясняет Светлана Никишаева.
Самоубийство не является неожиданностью
Консультант по психиатрии Киевской городской клинической больницы скорой медицинской помощи Валентина Григорьева рассказывает, что среди тех, кто попадает к ней после суицидов, много первичных психически больных. То есть таких людей, чьей «ненормальности» не заметили окружающие и не помогли обратиться к врачу. «Знакомые самоубийцы говорят, что он всегда был здоров, а потом «вдруг» выбросился из окна. Но такое вдруг не случается. Это означает, что человек был уже давно болен, но не получил необходимой помощи и решилась на «последний шаг», - говорит врач.
Одним из таких пациентов оказался парень, который закончил неплохой университет и учился на компьютерных курсах. К Валентине Григорьевой его привезли с попыткой суицида за отравления. «Картина была ужасная: он падает на колени, «разговаривает» с Богом, видит грезы ... Токсикологи советовали переводить его сразу в психушку, но я его пожалела - знала, что там никто им не заниматься. Сделала ему укол нейролептики, согласовав это с матерью », - вспоминает врач.
Впоследствии парню сделали энцефалограмму. По ее результатам нейрохирург сделал вывод, что у пациента была родовая травма. «И тогда его мать вспомнила, что это действительно так - парня лечили целый год после рождения. При травматической болезни изменения нарастают постоянно и постепенно превращаются в психоз. Если нормально обследовать, пациента поразят нейролептиками, но болезнь останется», - говорит госпожа Григорьева. По ее словам, сейчас этот молодой человек нормально себя чувствует: время от времени делает профилактические уколы и радуется, что смог вернуть работоспособность.
Шаманство обостряет психические расстройства
Первичных психически больных среди самоубийц очень много. Но бывает и наоборот: иногда суициды совершают диагностированные шизофреники, хотя в действительности их состояние гораздо легче. «Когда ко мне после суицида попал человек, я с ним поговорила, поставила свои вопросы и получила вполне адекватные ответы, - рассказывает психиатр. - Он много лет имел вторую группу инвалидности из-за шизофрении, но я увидела, что в действительности шизофреником он не был». Некоторые психические проблемы этот человек получил вследствие тяжелой травмы: он попал под машину и даже пережил клиническую смерть. «Его уже везли в морг, когда он проснулся! - говорит врач. - После этого вынужден был постоянно бороться с намерениями покончить жизнь ».
Нередко о душевной болезни больного знают близкие люди, но при этом не помогают ему, а лишь «подпитывают» его бред и убеждения. «Недавно у меня был один больной парень, который сначала порезал себе вены, потом включил газ на кухне и в конце поджог в комнате все вещи и мебель, чтобы отравиться угарным газом. Он весь обгорел, но отравиться ему не удалось, так он еще и выбросился из окна. В результате получил перелом позвоночника, - продолжает ужасный рассказ Валентина Григорьева. - Этот парень давно должен психические проблемы, но его мать не обращала на это внимания. Она целыми днями занималась шаманством и эзотерикой: в этих условиях недуг сына только обострился.
В группе риска - женщины без менструации
Наибольшее влияние на психику имеет гормональный фон, говорит Валентина Григорьева. Поэтому его сбои могут подтолкнуть человека к роковому шагу. Причем от гормональных «пинков» никто не имеет «иммунитета»: под действие этих перепадов могут попасть как старики, так и молодежь.
«У многих молодых девушек уже в 18-25 лет бывают психозы, вследствие которых они пытаются совершить самоубийство. Когда к нам привозят таких пациенток, я всегда спрашиваю у них о том, как проходит менструация. Зачастую оказывается, что ее у этих девушек просто нет! - делится врач. - Но как без этого может жить молодая женщина? Это же ненормальное состояние ... И никто на это не обращает внимания - они живут себе спокойно, ни о чем не беспокоятся, пока не произойдет досадный случай.
«Когорту» самоубийц возглавляют пенсионеры
Существует устоявшееся мнение о том, что большинство самоубийств из-за неразделенной любви или невозможности найти общий язык с родителями. Таким образом, причинение смерти самому себе автоматически приписывают молодым лицам. Это ошибочный стереотип, утверждает госпожа Григорьева. Она знает из своей практики: зачастую на самоубийства решаются пожилые люди. И это также является следствием гормонального дисбаланса.
Одним из таких пациентов Валентины Григорьевой стал дедушка, на глазах которого выпрыгнула из окна его сестра. Он жаловался на тошноту, плохое настроение и другие неприятные ощущения. Проходил все возможные медицинские обследования, но врачи говорили ему, что он - здоровый «со всех сторон». Пациенту от этих слов легче не становилось, поэтому «скорая» привезла его в больницу с отравлением - попыткой суицида. После откровенного разговора с психиатром и нескольких уколов дедушка оживился и прогнал прочь грустные мысли. Теперь он ежегодно посещает психиатрический кабинет и проходит профилактический курс, поэтому меланхолические мысли к нему даже не приходят.
«В больницу скорой помощи очень часто попадают пожилые люди после суицидов. Эти люди травятся, вешаются, режутся ... В основном, употребляют много таблеток, чтобы покончить с собой. Они говорят, что не хотят больше так жить, ведь все болит, нет здоровья и перспектив ... Но у всех нас одна перспектива - мы умрем, - пожимает плечами Валентина Григорьева. - Несмотря на это, старость должна быть психически здоровой».

КСТАТИ

Японцы подсчитали, сколько денег они теряют из-за суицидов своих сограждан. Тамошнее Министерство здравоохранения, труда и благосостояния приводит немаленькую сумму: 31 млрд. долларов в год. Ежегодно около 30 000 японцев укорачивают себе жизнь. Но, если бы они продолжали жить и работать, доход государства составил бы 22 миллиардов долларов, говорят чиновники. Кроме того, Япония тратит много денег на социальное страхование на случай депрессии (3,5 миллиарда долларов) и на непосредственное лечение депрессии (3,4 миллиарда долларов). А вот если бы ни один японец не страдал депрессией и не решался бы на самоубийство, ВВП Японии вырос бы на 20 млрд. долларов, утверждают чиновники.

Есть ПРОБЛЕМА!


Если вы увидите, что у вашего соседа или родственника появились «душевные» проблемы, помочь ему будет не так-то просто. «У нас нет психиатрии: шизофреников больше на улице, чем в больницах. Все направлено не на помощь больному, а на то, как бы скорее «отшить», - говорит Валентина Григорьева. - Еще законы такие - если больной не хочет лечиться, то его нельзя заставить пойти к врачу. Какой же психически больной сам захочет обращаться к психиатру? ..»
 

Опросы

Как улучшить медицинские услуги?