Гиперактивный ребенок: не огрехи воспитания, а диагноз, который нельзя просто «перерасти»?

22:01:2014 г.
giper.jpg
Гиперактивность - не всегда проблема воспитания, часто это серьезный диагноз, что нуждается в медицинской коррекции. 
«Воспитательница шокирована его активностью...»
«Мой сын - гиперактивный ребенок, - рассказывает киевлянка Мария Корецкая, мама трехлетнего Мальчика. - До сих пор плохо говорит, словарный запас небольшой, слова начал произносить лишь в 2,8 года. На улице с ним нормально не погуляешь - может резко побежать в направлении дороги, примыкающей к машинам, всюду лезет. Поход в поликлинику - вообще проблема: все двери в кабинеты открывает, вырывается из рук, падает на пол, не слушает. Только дома немного могу дать ему совет. Хотя с другими детками сыну интересно, поэтому отдали малыша в садик. Но воспитательница «шокирована» его активностью.


По совету невролога, прошли несколько курсов медикаментозной терапии. Во время последнего (третьего) курса малый стал лучше себя вести, активнее повторял слова, больше понимал. Но днем не спит, ночью засыпает максимум на 8 часов и дважды просыпается. Занимаюсь с ним, стараюсь не кричать, свободной минуты не имею, очень устаю... Советуют нам разное: и сменить врача и записаться на занятия в центр развития языка. Энцефалограмма ничего плохого не показывает. Но я замечаю, как сыновняя гиперактивность растет, а развитие, соответственно, тормозится. Не знаю, как его хоть немного успокоить... И это вылечивается?»

- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) - неврологически-поведенческое расстройство психики, который начинается в детском возрасте. Проявляется он сложностями концентрации внимания, гиперактивностью и импульсивностью, которые трудно унимать, - объясняет Елена Бабюк, киевский психолог-реабилитолог. - С неврологической точки зрения, СДВГ рассматривают как устойчивый и хронический синдром, для которого не найдено способа лечения. Считают, что дети «перерастают» этот синдром или пристраиваются к нему во взрослой жизни.

Сам диагноз, как и его лечения, говорит врач, вызывают много споров. Медики, учителя, родители и СМИ выражают сомнение в существовании СДВГ. Кое-кто считает, что такого заболевания нет вообще, однако их оппоненты уверяют: существуют генетические и физиологические причины такого состояния.

Виноваты генетика и родовые травмы?

Что же делать, если ваш ребенок слишком активный - как корректировать ее поведение, как с ней работать?

- Часто родители и учителя-воспитатели, не разобравшись, называют гиперактивными всех подряд: и тех, кто действительно являются таковыми, и просто активных живчиков, - замечает Елена Бабюк. - Но если родители не знают о диагнозе или не понимают, что он означает, - тяжело приходится и ребенку, и его родителям.

Гипердинамический синдром - медицинский диагноз, и сама мама поставить его не сможет. Это задача врача - невропатолога, невролога, психолога и логопеда (чаще всего такие дети требуют одновременной помощи-коррекции нескольких специалистов).

Какие причины синдрома? Пусковым механизмом, по словам врача, зачастую становится энцефалопатия, нарушения мозгового кровообращения, которые возникают вследствие родовой травмы, генетический сбой, влияние химических факторов - наркотических средств или токсических отравлений мамы в прошлом. Также влияют социальные факторы: неблагополучная семья, педагогическая запущенность ребенка.

«Крутит» мамой как хочет, а вместо слов - «каша»

Если такой диагноз ставят ребенку до года, следовательно, врач подозревает у малыша нарушения в работе центральной нервной системы, подчеркивает Елена Бабюк. А эти нарушения, скорее всего, вызваны травмой в период внутриутробного развития, во время родов или после рождения. «Тяжесть поражения мозга бывает разной, - объясняет психолог-реабилитолог. - Самый тяжелый случай - детский церебральный паралич (ДЦП). Более легкие случаи делятся на несколько групп. У некоторых детей проблема проходит без какого-либо медицинского вмешательства, часть же требует медицинского и физиотерапевтического лечения, и, как правило, к концу первого года жизни у них все нормализируется. Но в некоторых легкие нарушения сохраняются. И тогда обычно до 5-6 лет невролог ставит еще один диагноз: минимальная мозговая дисфункция (ММД). Такой диагноз является корректным, если у ребенка есть проблемы в обучении и поведении, нарушении внимания, но при этом сохранен нормальный интеллект.

Чаще всего ММД проявляет себя именно гипердинамическом синдромом (его называют также гиперкинетическим синдромом, гиперкинетическим расстройством, синдромом дефицита внимания). Обратите внимание, что диагноз ММД вовсе не означает, что у ребенка есть гипердинамический синдром. Могут быть и другие проявления минимальной мозговой дисфункции.

- Недавно мы работали с четырехлетним Давидом, - вспоминает Елена. - Мама воспитывает его одна, отец отказался от сына еще до рождения малыша. Ребенок «крутит» мамой, как хочет. Хотя мальчик добрый и ласковый. Слова все путает - вместо разговора сплошная «каша». На то, чтобы спокойно выслушать, рассмотреть рисунок, поговорить и т.д. - нет ресурсов. За два месяца лечения (медикаментозная терапия, психокоррекция, кинезетерапия, занятия с логопедом) мальчик научился правильно произносить слова - понял суть и стал буквально заглядывать взрослым в рот, так заинтересовался процессом словообразования. Мы научили мальчика развивать внимание, обращать внимание на детали - какого цвета машина проехала т.д. Результаты медицинской коррекции поражали.

Недооценить врага - проиграть битву...

Если мозг ребенка получил даже небольшие повреждения, то часть клеток не функционирует. А процесс восстановления поврежденных структур головного мозга - сложный и длительный, говорит врач. В результате нервная система работает с двойной нагрузкой: энергия расходуется на процесс нормального возрастного развития плюс необходима энергия на восстановительные процессы. Нервную систему такого ребенка можно сравнить с поврежденными электрическими линиями - когда слишком большая нагрузка, провода начинают искрить.

Госпожа Елена, которая является сторонником нейрофизиологического подхода в лечении психологических проблем, считает: прежде чем поставить диагноз, следует тщательно изучить мозг, его психическое состояние, соматические проявления, а затем решать, какую тактику лечения выбрать. «К сожалению, иногда органические поражения мозга или очень плохо поддаются лечению, или не поддаются вообще. Тогда вопрос коррекции - это вопрос медикаментозной поддержки», - добавляет врач.

Специалист подчеркивает: если есть подозрения на синдром дефицита внимания и гиперактивности, рисковать опасно. «Недавно диагностировала девочку - 2 года 7 месяцев, были подозрения на аутизм. Я же заметила именно СДВГ. Ребенок вступает в руки различных предметов и бегает с ними, в игру включается, но быстро теряет интерес. Устраивает истерику, если у нее отбирают игрушки, а на просьбу дать их - не реагирует. Девочка запущена, мама ею не занимается. Большую часть времени она принадлежит сама себе - носится по квартире, кричит, падает, раниться. Родители больше всего боялись подтверждения диагноза «аутизм». Считали, что гиперактивность - это мелочи. Но недооценить врага (болезнь) - это заведомо проиграть битву...»

Юлия КОСИНСКАЯ, «Украина молодая»

Ищите качественные и доступные микроскопы? Тогда советуем вам посетить сайт компании «Ломо-Микросистемы». Только здесь вы сможете ознакомиться с новинками микроскопов, а также найти тот микроскоп, который необходим именно вам. Биологические и медицинские микроскопы пользуются большой популярностью в лабораторных работах, а также для диагностики исследований в медицине.   

 

Опросы

Как улучшить медицинские услуги?