Дети должны писать от руки, потому что это развивает мозг лучше, чем набор текста на компьютере

09:12:2010 г.
pisat_ruchkoj.jpgКаллиграфия - метод подготовки воина
Компьютерные классы, сенсорные школьные доски, электронные учебники, домашние задания онлайн - все это, с одной стороны, модернизирует процесс обучения и облегчает жизнь учителей и учеников. Но врачей это не очень радует. По мнению португальских невропатологов, если такие тенденции сохранятся, то уже через 10-15 лет никто не будет писать от руки. Дети будут с детства бодро стучать по клавиатуре компьютеров, а обычная ручка превратится в такой же пережиток прошлого, как и чернильное перо. Специалисты не отрицают ценность и необходимость компьютерной грамоте, но медики уверены, что дети должны много писать от руки. А все потому, что владение ручкой, карандашом, фломастерами развивает мозг гораздо лучше, чем набор текста на клавиатуре, сообщает агентство «Медлинкс».


«В школьные годы письмо от руки помогает развивать теменную часть головного мозга. Она может совершенствоваться только в детском возрасте, так как позже она теряет эластичность», - отмечает директор Института медицинских наук столичного Католического университета (Португалия) Каштру Калдаш. - Именно этот участок отвечает за взаимодействие между зрением и двигательной активностью, что важно для точного и четкого выполнения различных действий».
Сотрудник Института мозга человека Жоау Анаклет напомнил, что всем детям, начиная с дошкольного возраста, необходимо развивать двигательные функции, чему очень помогает письмо. «Важно, чтобы они научились работать руками точно и скоординировано, а этому способствует овладению искусством каллиграфии и рисования», - подчеркнул он.
Когда ребенок учится писать от руки, она не просто выводит каракули. В процессе задействовано множество центров головного мозга: равновесия, внимания, речи, ассоциативной памяти, логического мышления и т.д. Если упомянутые центры развиты хорошо, то и буквы получаются красивыми, плавными, ровными. Если мозг имеет патологии, то письмо будет кривым, неровным, ребенок не сможет писать в одну линию и выводить буквы одинакового размера, наклона и т.п. Всего по почерку человека можно прочитать ее эмоциональное состояние, внимательность, аккуратность. Отдельным специалистам удается даже рассказать о здоровье, чертах характера, возрасте, предполагаемой профессии человека по его почерку.
Развитие моторики и мозга - процесс двусторонний. Поэтому правильное, аккуратное, ровное письмо улучшает мыслительные процессы человека, выравнивает эмоции, улучшает настроение. Тот, кто научился каллиграфически писать, становится более уравновешенным, внимательным, спокойным, сосредоточенным, имеет лучшую логику и речевые навыки. Недаром каллиграфия является обязательной дисциплиной в подготовке бойцов восточных единоборств.
Мышь «притянет» туннельный синдром
Подчеркивая важность письма, ученые не выступают за то, чтобы запретить компьютеры в школе. Пусть будут и современные технологии, главное, чтобы во всем была мера. «Проблема электронных устройств в том, что они слишком облегчают жизнь школьников. Например, у них есть встроенная проверка орфографии», - сказал глава Института ума Нельсон Лима. - Школьники используют компьютеры в основном для развлечений, а не для обучения. А это ведет к тому, что современным ученикам становится очень трудно сосредоточиться».
«Письмо от руки требует больше времени и большей концентрации, - поддерживает коллегу Жоау Анаклет. - Да ученик лучше осознает и усваивает материал. А чрезмерное использование клавиатуры может привести к утрате способности писать от руки и, как следствие, - к потере некоторых умственных способностей».
Выводы португальских специалистов перекликаются с результатами исследования, проведенного коллегами из Университета Индианы. Использовав новейшие методы сканирования деятельности головного мозга, американские ученые пришли к такому выводу: письмо от руки гораздо лучше стимулирует мозг и развивает память, потому что активирует большее количество нервных окончаний. Они подчеркивают, что умение владеть ручкой и карандашом повышает способность ученика усваивать материал.
Украинские педагоги тоже соглашаются с иностранными специалистами. Как рассказала учитель-методист высшей категории Надежда Шостак, даже студенты пединститутов учат, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка необходимо начинать с развития движений пальцев и кисти. Физиологи уже давно установили любопытный факт: руки имеют наибольшее представительство в коре головного мозга, множество точек на руках связаны с соответствующими зонами в «командном пункте» организма. Еще древние китайцы знали, что мануальные (ручные) действия, упражнения способствуют гармоничному развитию тела и разума, поддерживают в надлежащем состоянии мозговые функции. Причем движения должны быть достаточно сложными, сочетать мягкость, гибкость, четкость исполнения, контроль силы сжатия и т.д. Для этого подходит лепка из пластилина, пальчиковые игры, массаж рук, составление пазлов и, конечно же, каллиграфическое письмо.
Набор текста на компьютере не годится, потому что буквы на экране появляются независимо от того, как сильно ударить по клавише, под каким углом, каким пальцем, с какой скоростью, с «зажатыми», очень напряженными мышцами или «мягкой», расслабленной рукой. А если результат будет одинаковым, то и стараться печатать правильно не нужно. Кроме того, от чрезмерного пользования компьютером у детей может развиться так называемый туннельный синдром - заболевание, вызываемое сдавливанием нервных волокон. Постоянные однообразные движения (при работе с компьютерной мышью) или неудобное положение рук, когда запястье находится в постоянном напряжении (при работе с клавиатурой) приводят к нагрузке на одни и те же мышцы. Нерв зажимается, а это может привести к постоянному ощущению боли или дискомфорта в руках, ослаблению и онемение рук, особенно ладоней.

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Американские терапевты активно используют китайские палочки для восстановления больных после инсульта. Пациенты, пережившие тяжелый приступ, часто теряют навыки речи, не способны одеваться, пользоваться ванной, застегивать пуговицы и т.д. А развитие тонкой моторики руки помогает восстановить эти функции.

КСТАТИ

Как напоминает изобретатель Владимир Карпычев - автор учебных устройств для школьников, - когда обучать письму в школах начинали со специальных чернильных ручек. Перо оставляло нормальный хороший след на бумаге только при определенном наклоне и нажиме. Итак, у детей вырабатывалась манера удерживать ручку определенным образом, согласно отработанной столетиями техникой письма. Сегодня же мы пользуемся шариковыми ручками, которые пишут в любых условиях. В результате большинство людей держит ручку неправильно: сильно ее сжимают, изгибают пальцы и т.д. А «зажимы» при письме приводят к «зажимам» умственной деятельности.

 

Опросы

Как улучшить медицинские услуги?