Детский реабилитационный центр

17:11:2009 г.
deti.jpgШишкотерапия
Родители, дети которых с функциональными ограничениями, разработали уникальную программу, которая поможет малышу адаптироваться к жизни
Приближаясь в детский центр Общественной организации «Ладони», что в Киеве на бульваре Ярослава Гашека, можно услышать детские радостные возгласы. Это помещение - не детсад и не дом творчества. Здесь детей учат простому - воспринимать окружающий мир. И некоторые из этих малышей в этих стенах впервые начинает говорить.


Внимание держится не более пяти минут
Посетители нестандартного заведения - это дети, которых от самого детства преследуют тяжелые диагнозы. Задержка психического развития, умственная отсталость, аутизм, гиперактивность и даже детский церебральный паралич - вот лишь некоторые недуги, с которыми обращаются в центр. Педагоги стараются помочь каждому и относятся к малышам не безразлично, ведь не понаслышке знают, каково это - иметь ребенка-инвалида. Работники центра - учредители общественной организации «Ладони», участники которой воспитывают детей с функциональными ограничениями. В родительское объединения входят 40 семей, которые активно помогают реабилитационному центру.
Двери заведения открыты для посетителей два часа в сутки - с 10-ти до 12-ти. В течение этого времени происходят четыре занятия, каждое из которых длится не более 20 минут. Диагнозы детишек очень разные, поэтому и продолжительность урока работники центра выбирают индивидуально. «Если ребенку один год, то он может быть внимательным в течение 5 минут, - объясняет коррекционный педагог Любовь Бовкун. - И это - в лучшем случае. А у некоторых детей с соответствующими проблемами внимания хватает на две-три секунды. Наша задача - увеличить продолжительность внимания, чтобы эти дети смогли посещать детские сады и школы».
Занятия проходят в группах по три ребенка. Форма уроков - игровая: дети составляют пирамидки, одинаковые предметы вместе т.д. Кроме того, малышей учат различать столовые приборы и пользоваться ими.
Сотрудники центра говорят, что труднее всего работать с гиперактивными детьми. Сосредоточить внимание непоседливого ребенка на то одном - сверхсложная задача. Тем более, когда ученик становится буквально неуловимым, гоняя по помещению. В таком случае из многих методик учителя выбирают так называемый холдинг - обычное физическое содержание ребенка на одном месте. Благодаря тому, что четыре занятия проходят не подряд, а с перерывами на отдых, малышей удается лучше заинтересовать уроками: на втором занятии гиперактивный ребенок становится значительно более внимательным.
Реабилитационный центр уже приобрел популярность среди родителей, воспитывающих малышей с функциональными нарушениями. «Это тот центр, куда родители могут привести своих детей и со спокойной душой оставить их с педагогами, - говорит заместитель директора Днепровского районного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи в городе Киеве Татьяна Хатнюк. - Ведь люди, которые здесь работают, - настоящие профессионалы, которые стремятся помочь не только своим детям, но и всем, кто обратится к ним ». Пока в центр приходят дети только с Днепровского района, однако работники центра не скрывают: если будут не очень загружены, помогут и приезжим малышам.
Шишка как учебник
С недавних пор в реабилитационном центре с детишками занимаются по программе комплексной ранней реабилитации детей с функциональными ограничениями раннего и младшего возраста. Ее разработали сами родители, определив, что именно нужно их детям. Комната, в которой проходят занятия, похожая на сказочное помещение: здесь и разнообразные игрушки для развития, и целая «ванна», наполненная разноцветными шариками, и краски для рисования пальцами. В углу стоит мольберт со свежими творениями воспитанников центра: на бумаге размазанные желтая и красная краски. «Вот это - солнце, а это - варенье, - «объясняет» рисунки председатель ОО «Ладони» Елена Гарастюк. - Дети рисовали «ягоды», ставя пальцами точки на бумаге, а потом «варили» из них «варенья», размазывая точечки».
Особое внимание учителя центра уделяют звукам. Точнее, музыкальным инструментам, которые эти звуки издают. Причудливые изделия из дерева, которыми можно постучать, - немалая ценность: эти инструменты могут стимулировать моторику и чувство ритма.
Наряду с игрушками и музыкальными инструментами стоит целая корзина с ... шишками. Обычные кедровые шишки, которые Елена Гарастюк собственноручно запекала в своей духовке (чтобы те «вскрылись»), - чуть ли не панацея для некоторых пациентов центра. «Ребенок, который раньше не могла разжать кулак, осторожно берет шишку и начинает крутить ее в руках! То есть ее мышцы удивительным образом расслабляются и не дают пальцам сжиматься », - рассказывает госпожа Гарастюк. Кстати, когда ребенок отламывает от шишки несколько чешуек, здесь на нее никто не кричит. Наоборот, для родителей это еще один повод радоваться: дети овладела очередной шаг в познании окружающего мира.
Принадлежности для такой игровой комнаты - удовольствие не из дешевых: только один тюбик «пальчиковой» краски стоит 111 гривен, а сложная пирамидка из разных деталей - 100 гривен. Все игрушки, с которыми работают дети, изготовлено из натуральных материалов, не могут повредить здоровью учеников.
Доска «с изюминками»
Гордость педагогов реабилитационного центра - сенсорная доска, к которой прикреплены разнообразные предметы. Небольшие веревочные лестницы, деревянные шарики, кубики, спирали, ручки - за все это можно подергать любой момент. Таким образом, стимулируются моторные функции организма, и расширяется сенсорный опыт малыша. «Ребенок с ДЦП может ухватиться за любой элемент доски, подтянуться к ней поближе и стать прямо, - объясняет Елена Гарастюк. - В реабилитации детей с физическими нарушениями мы стремимся достичь прямо стояния, ведь это - основа движения в целом, тот стержень, на который затем накладывают остальных функций организма ».
Кроме деревянных достопримечательностей, к доске также прилажены квадратики, обтянутые тканями различных текстур. Касаясь к ним, ребенок развивает свои тактильные ощущения, осознавая разницу между мягким, твердым, колючим и шершавым.
Все предметы, расположенные на доске, через определенный промежуток повторяются. Если ребенок заинтересовалась веревочной лестнице, то, изучая другие игрушки, она обязательно снова найдет такую же лесенку на другом участке доски.
Сенсорную доску от начала и до конца делали члены ОО «Ладони». Полезной «сообща» они довольны - говорят, что интерес к общему делу проявили, не только матери, но и папы больных детей. Теперь родители никак не могут нарадоваться результатом: детвора так и тянется к доске с «сюрпризами».
Второе слово в жизни
Уроки в игровой комнате уже дали свои первые результаты. Маленький Славик, например, после занятия по рисованию назвал психолога центра, увидев его. Мать мальчика, услышав это, расплакалась и призналась учителям, что это - второй случай в жизни, когда ее ребенок сказал хоть слово. «Для нас это просто бальзам на душу, - признается Елена Гарастюк. - Это подтверждение того, что детям просто необходимо внимание ».
Работницы реабилитационного центра радуются, что благодаря их программе много детишек смогут получить «билет» в общество. Но вместе с тем женщины вздыхают: их дети такой возможности не имели. Любовь Бовкун рассказывает, что проблемы у ее дочери начались в шесть месяцев, после плановой вакцинации. В три годика девочке дали направление к логопеду, но врач сказал: «Да вы еще не говорите! Приходите, когда начнете говорить». Сейчас девушке уже 18 лет, но она все еще не разговаривает.
«Нас очень удивляет, когда кто-то из матерей здоровых детишек говорит, что воспитывать малыша очень трудно, потому что« каждый день родно и то же », - делится госпожа Бовкун. - На самом деле одно и то же - это когда ваш ребенок годами не говорит ни слова ... »


 

Опросы

Как улучшить медицинские услуги?