Если фармпроизводители не откажутся от нечестной рекламы лекарств, их либо заставят согласовывать тексты с Минздравом, либо вообще запретят рекламировать лекарственные средства

19:10:2010 г.
zapret_reklami.jpgС тех пор, как специалисты Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) обнародовали данные о нечестной рекламы целого ряда лекарств и пообещали наказать недобросовестных фармпроизводителей, прошел почти месяц. Но проведите немного времени перед «голубым экраном» и поймете, что ситуация не изменилась. Ролики, которые на все лады расхваливают гомеопатические капли «Пумпан» (производитель - компания «Битнер»), ферментные таблетки «Мезим» и «мужской» средство «Простамол» (немец компании «Берлин Хеми») так никуда и не исчезли. Хотя и врачи, и чиновники называют кучу причин для запрета. Возникает вопрос - в чем дело?


Пока суд да дело, а котенок сало съел
«Я смотрю телевизор и сама прекрасно вижу, что нам обещают производители лекарств, - говорит главный консультант Комитета по вопросам здравоохранения ВР Украины Светлана Зброжек. - А там ложь на лжи! Мне, как провизору, известно, как в действительности влияют эти средства на человеческий организм, как эти препараты работают. Но большинство потребителей об этом не знает, поэтому и попадают в беду, ведутся на рекламу и покупают совершенно ненужные средства. И мне очень-очень странно, что реклама того же «Мезима», «Пумпана», «Эспумизана», которая вызвала так много вопросов у специалистов АМКУ, до сих пор звучит с телеэкранов. Так обидно ...».
Почему так произошло? Оказывается, АМКУ может наложить штраф на нарушителя (и то не сразу, а после длительной процедуры), но не имеет права запретить рекламный ролик. Все - только через суд. Как пояснил начальник отдела контроля рекламы Госпотребстандарта Украины Олег Кобельков, сегодня ни одно учреждение, кроме суда, не может вынести такого решения. Даже если телевизионный ролик или газетный макет будет вводить в заблуждение потребителей.
«До 2003 года и мы, и АМКУ могли запрещать недобросовестную рекламу, в том числе лекарственных средств, - объясняет Олег Валентинович. - Но, к сожалению, уже 7 лет мы не имеем такого права. И вы сами видите, к чему это привело. На протяжении этих лет мы кричим на каждом углу, боремся за то, чтобы вернуть это право. Ибо если к нам приходят письма-жалобы от граждан, мы можем за очень длительной процедурой, растянутой до полугода (через проведение экпертизы и исследований), вынести штраф. Если лицо соглашается уплатить, то платит, если не согласно, мы подаем в суд. Вместе с представлением на штраф мы можем просить суд запретить эту рекламу. И уже, какое решение вынесет суд, так оно и будет. Но суды - это первая, вторая, третья инстанция, длительный процесс. Да, можно судиться несколько лет, а за это время и той рекламы уже может не быть».
Выходит, нынешняя ситуация складывается в пользу нечестных производителей, которые рады и впредь обманывать потребителей. И особой управы на них не найдешь ...
Не хотите по-хорошему?
Специалисты АМКУ жалуются, что быстро решить вопросы удается только с теми компаниями, которые понимают законность предъявляемых к ним требований, не хотят лишней огласки, поэтому без колебаний платят штраф и снимают с эфира проблемную рекламу. Как, например, производитель «Лазолвана» - заплатил миллион гривен штрафа, а проблемный ролик заменил на тот, который соответствует украинскому Закону «о рекламе». Если бы все так действовали, было бы проще. Но, к сожалению, многие «штрафники» растягивают судебные дела на месяцы, годы, будто насмехаясь над нашими законами.
С этим надо что-то делать, говорят специалисты, потому что дальше уже невмоготу терпеть. Олег Кобельков убежден, что потребителей можно защитить от недобросовестной рекламы лекарств, БАДов и приборов с «волшебными свойствами», не меняя действующее законодательство. Но для этого рекламодатели и распространители рекламы должны понять важность вопроса и реально соблюдать украинские законы. Без добровольного урегулирования, по мнению специалиста, есть еще два варианта развития событий.
Первый: ввести законопроект, согласно которому любой рекламы лекарств необходимо согласовывать с Министерством здравоохранения. К слову, такую инициативу уже вносили ранее. Второй: вообще запретить рекламу лекарственных средств, на чем делают акцент Минздрава, АМКУ и парламентский Комитет по вопросам здравоохранения. В Кабмине уже формируют специальную рабочую группу, которая будет изучать целесообразность и уместность такого запрета. К слову, эта попытка очистить СМИ от рекламы лекарств - не первая. Законопроект о рекламе лекарств разработали еще в 1999 году, но Верховная Рада его так и не рассмотрела.

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ ...

Ведущие отечественные врачи, которые на прошлой неделе провели пресс-конференцию в Киеве, требуют запретить рекламу лекарств и продавать их исключительно по рецепту. Специалисты отмечают: ежегодно из-за неправильного использования медицинских препаратов погибает 5% украинцев, у 25% некорректно подобранные лекарства вызывают аллергию. Как свидетельствует статистика, даже если препарат качественный, каждый четвертый пациент может иметь на него аллергию.
 

Опросы

Как улучшить медицинские услуги?