Многообещающее реформирование отрасли оборачивается ликвидацией сельских больниц, увольнением медиков и безысходностью для пациентов

22:12:2011 г.
bolnica.jpgВолыняне уже успели почувствовать вкус изменений в системе здравоохранения. Не дожидаясь окончания украинского эксперимента по реформированию отрасли, волынская власть в течение этого года активно выстраивала новую медицинскую вертикаль. Впрочем, люди, ради которых все это вроде бы и делают, не в восторге от происходящего с местными больницами ...
«Автомобиль «скорой» от правительства Тимошенко арестовали - ездим на вызовы лошадьми»
Недавно, во время командировки в Локачинское село Затурцы - на родину идеолога украинской государственности Вячеслава Липинского, - мне довелось своими глазами увидеть, как проходит эта самая медицинская реформация на практике. К 20-летию Независимости в семейном имении Липинского, что десятилетиями пустовало, был торжественно открыт музей-усадьба. Событие приятное и незаурядное. Теперь не стыдно привозить сюда туристов, стоит внести Затурцы и в туристический маршрут «Золотое кольцо Волыни». Но есть на родине украинского великана мысли объект, который нельзя показывать иностранным туристам. Не приведи Бог видеть им помещение, в котором до недавнего времени размещалась местная участковая больница. А как тогда объяснить гостям, что мы тоже собираемся в Европу?


... В небольшой старой избушке, обложенной кирпичом, трудно узнать медицинское учреждение. Только вывеска и санитарный автомобиль передвижной флюорографии, стоящий рядом, окончательно убеждают: мы не ошиблись. Маленький коридорчик, ведро с водой - все это тоже мало напоминает больницу. Приоткрываю одну дверь - большая комната с застеленными кроватями, вторые - то же. Скромность, а скорее нищета, выглядывает из каждого угла. Наконец попадаю в ординаторскую. Дежурная медсестра - на своем посту, хотя больных в больнице нет.
«Мы уже не работаем. Сегодня было совещание в районе, окончательно решили нашу судьбу. Никто ничего не спрашивал, не предупреждал. Вызвали и сказали: «Пишите заявление», - рассказывает женщина. - Сейчас в отпуск за свой счет отправляют, а после 11 января неизвестно, что и как будет. У нас есть люди, которые еще в отпусках плановых не были. И не знают, заплатят им отпускные, или так выгонят. А сюда вроде должны переселить сельскую амбулаторию. Ибо она арендует помещение у местного кооператива вместе с сельским советом. Там надо деньги платить за аренду, а это - свое».
«Я из областного тубдиспансера, приехал флюорографию делать, - присоединяется к разговору водитель, смотрит в ординаторской телевизор. - Целый день простояла машина на месте, потому что нет горючего. Не помню, чтобы такое когда-нибудь было. Кони скоро с голоду сдохнут ..»
«Лошадям умереть голодной смертью не дадим!" - Перебивает медсестра.
Неужели, удивляюсь, больница имеет собственных лошадей?
«А чем, думаете, мы на вызовы ездим? Лошадьми. И город свой имеем. Санитарный автомобиль, выделенный правительством Юлии Тимошенко, стоит в гараже. Он под арестом, пользоваться им запрещено. Но все равно денег на горючее не дают», - объясняют мои собеседники.
Чтобы недостроенную больницу не растащили по кирпичику, крестьяне там по очереди ночевали.
Через дорогу видно почти готовое двухэтажное здание. Затурцам немного не повезло: если бы советская власть продержалась еще два года, может, и успели бы достроить новое помещение участковой больницы. Здесь хватило бы места и для амбулатории, и для стационара. Но не судьба. Местные жители вот уже двадцать лет оберегают этот долгострой от разрушения и расхищения - в надежде, что когда-нибудь их больница все-таки заработает. По очереди люди там ночевали, охраняя от мародеров, а в 2006-2008 годах даже добились, чтобы власти выделили 280 тысяч гривен на окна. Окна вставили, но на этом все работы на социально важном объекте прекратились. Зато перед каждыми выборами звучат обещания внести Затурцивскую больницу в список объектов, требующих первоочередного финансирования. И вот, наконец, старую больницу закрыли, а новой так и не достроили. Как знать, когда и достроят. По крайней мере, в разговоре с местными жителями оптимизма на эту тему слышать не приходилось.
Нужна больница жителям девяти деревень двух сельских советов? В таком виде, как сейчас, - скорее нет. В таком, как могла бы быть - несомненно, нужна. Если, конечно, думать не об экономии средств, а о людях, населяющих этот край. По министерским меркам, Локачинский не является густозаселенным селом, хотя в самих Затурцях проживает более двух тысяч человек. За помощью к здешним медикам едут жители и из других сел, не приписанных к этой больнице. А все потому, что сюда им проще добираться, чем до райцентра. Если нет автобуса, то и коньком можно приехать, а в город таким транспортом не подашься.
Вместо закрытой больнице людям пообещали хорошую амбулаторию и пункт скорой помощи. Мол, карета «скорой» доставит вас, куда надо за установленные нормативом минуты. Но транспортное сообщение с райцентром и дороги в близлежащих селах такие, что даже частные перевозчики отказываются бить свои «маршрутки» ради эфемерных прибылей ...
Небольшая Вилька Островская - только в четырех километрах от Затурцы. Живописное село около озера зимой становится неприступной крепостью: заметенные снегом дороги неделями не чистят, дети не могут в школу добраться. Какая «скорая помощь» сюда прибудет? А как родным больных добираться в Локачи, где теперь все будут лечиться?
Еще больше боится народ перспективы создания госпитального округа с центром в соседнем Горохове. Туда вообще не наездишься. Позволит себе пенсионер с пенсией 800 гривен тратить деньги еще на проезд в «маршрутках» и автобусах, когда даже на элементарные лекарства пенсии не хватает?
«Остается умирать дома ...»
«Что будет? Умирать будем дома, - безнадежно машут руками две женщины-соседки с Вильке. - Они же не говорят, что больницу закроем, зато не будете платить за лечение или лекарства. Как было все платное, так и останется, только еще ездить нужно будет, чтобы свои старые болячки «подправить» ...
Главный врач Локачинской районной больницы Олег Франчук рассказывает: «В районе была одна участковая больница - в Затурцях. Она действительно закрывается. Часть персонала уже рассчиталась, все знают о сокращении. В ее помещение переедет дневной стационар и пункт скорой помощи. Есть устная договоренность с властями о завершении одного крыла в новом здании больницы. Туда должен въехать дневной стационар и территориальный центр для одиноких нетрудоспособных граждан. По крайней мере, это обещали. Когда будет профинансировано строительство, мне неизвестно. По созданию медицинского округа с центром в соседнем Горохове, то этот вопрос окончательно еще не решен. Надо хорошо проанализировать состояние транспортного сообщения, состояние дорог, в какое время и как можно доехать.
В условиях, когда денег не хватает даже на зарплату Локачинским медработникам (и не только), мало верится, что в бюджете быстро найдутся средства на достройку нового помещения Затурцивской больницы. Немало местных медиков, которых отправили в отпуска за свой счет, все равно ходят на работу. Только бесплатно ...

P. S. Когда этот материал готовился к печати, стало известно, что Волынь будет пилотной областью для реализации проекта по скорой помощи в районах и получит на эти цели дополнительные средства и автомобили. Поэтому судьбу участковых больниц области решено. Их закроют.

 

Опросы

Как улучшить медицинские услуги?