На Днепропетровщине 30-летний мужчина умер, потому что «скорая» не выехала на вызов. Власти уже «назначили» виновных, но изменит ли это ситуацию в медицинской отрасли?

15:02:2011 г.
У тридцатилетнего Алексея Ковалева, жителя села Елизаветовка, что в Петриковском районе, время от времени случались приступы эпилепсии. Об этом хорошо знали все соседи. И когда они увидели мужчину, который лежал посреди двора, сразу вызвали из райцентра «скорую». При этом самостоятельно пытались оказать первую помощь, так утверждают: менее получаса пульс у Алексея еще нащупывали. Но «скорая» так и не приехала. Люди говорят, вызвавшие ее трижды, но каждый раз слышали сетования на отсутствие бензина и невозможности приехать в итоге к Елизаветовке. Главный врач Петровской райбольницы Сергей Орел впоследствии заявил, что до умирающего Ковалева «скорая» не уехала не из-за отсутствия горючего, а потому что их единственная машина была на другом вызове. Радиус обслуживания у нее - 36 километров. Поэтому если «скорая» оказывается в одном конце района, то к противоположному - уже 60-70 км.


Трагедия с оргвыводами
В высших эшелонах власти Днепропетровщины на инцидент с трагическим следствием среагировали быстрее. Для его расследования на Петрикивщину выехала целая группа, в работе которой приняли участие прокурор области Наталья Марчук, начальник Главного управления МВД в области Виктор Бабенко, начальник управления здравоохранения облгосадминистрации Валентина Гинзбург. Оргвыводы не замедлили: согласно распространенному в субботу сообщению управления прессы и информации Днепропетровской облгосадминистрации, лишился должности председатель Петриковской райгосадминистрации, отстранен от работы главного врача Центральной райбольницы и его заместителя, а фельдшера, который не выехал на вызов, задержала милиция. По факту трагического происшествия возбуждено уголовное дело. Как установлено проверкой, проведенной органами прокуратуры, должностные лица Петровской райбольницы за небрежного выполнения своих обязанностей, имея технически исправный транспорт, топливо и объективную возможность выехать по вызову к больному, не обеспечили своевременный выезд бригады «скорой», а, следовательно, не предоставили своевременную и квалифицированную медицинскую помощь Алексею Ковалеву, в результате чего тот скончался.
Глава Днепропетровской облгосадминистрации Александр Вилкул поручил оборудовать все больницы Днепропетровщины звукозаписывающей аппаратурой при приеме телефонных звонков, установить на всех машинах скорой помощи GPS-навигацию и мобильная связь, открыть «горячую линию» для обращений граждан с целью контроля за качеством оказания экстренной медицинской помощи. Все остальное пока остается за кадром.
Что осталось за кадром?
Казалось бы, все точки над «и» по поводу трагедии в Елизаветовке расставлены. Но снимают ли они с повестки дня самой проблемы реформирования медицинской отрасли? Ведь даже громкими увольнениями с должностей и нарушениями уголовных дел проблему не решить. Да и можно решительные оргвыводы по горячим следам принимать за чистую монету? Неужели опытные медики, извините, настолько глупы, чтобы, «имея все возможности», не уехать в умирающего больного? Не скрывается ли за этим стремление скрыть проблемы глобальные, которые нельзя сравнить с якобы небрежностью и безответственностью «стрелочников» от медицины?
Именно Днепропетровская область (вместе с Донецкой и Винницкой) определена пилотной в реализации правительственной программы реформирования медицинской отрасли. И если нынешняя власть уже приучила нас воспринимать слово «реформы» как проклятие, очередной шаг к ухудшению жизни в той или иной сфере, в данном случае такие параллели хотелось бы проводить меньше. Ведь речь идет о человеческих жизнях - ценнее них в государстве быть не должно.
Как же взялись реформировать медицинскую отрасль в пилотной Днепропетровщине? «Нагрузки в родильных, хирургических, гинекологических и инфекционных отделениях недостаточные. Поэтому районные больницы надо перепрофилировать в фельдшерские пункты и за счет этого сохранить бюджетные средства», - так обозначила один из наиболее характерных направлений этого процесса Валентина Гинзбург. Все звучит просто. На фельдшерско-акушерских пунктах ставится крест. Хотя именно ФАПы для сельских жителей были и остаются самой доступной медициной.
Более того, и саму сельскую медицину в Днепропетровской области вознамерились, мягко говоря, нивелировать. Ведь задумано создать 10 так называемых госпитальных округов. Это означает, что хирургические, родильные и инфекционные отделения интенсивной терапии в районах будут ликвидированы и сконцентрируются в крупных городах. Ведь из запланированных госпитальных округов только один должен базироваться в сельской местности - на Царичанщини. Таким образом, должны перепрофилировать более 20 районных больниц, в частности, и в таких городах, как Марганец, Терновка, Першотравенск. А в тридцатитысячный Орджоникидзе ее хотят закрыть вообще.
«Проект реформирования районных больниц совершенно непродуманный, - уверяет председатель Днепропетровской областной организации УНП Анатолий Сокоринский, санитарный врач по специальности. - Взять хотя бы такой пример. От Красноармийке, отдаленного села в моем родном Солонянском районе, в 7-й городской больницы в Днепропетровске, где предполагается создать 10-й госпитальный округ, - примерно 170 километров. Поэтому возникает вопрос: каким транспортом и в течение, какого времени медики доставлять туда пациента, которому понадобится немедленное хирургическое вмешательство? "
Нельзя не сказать еще об одном обстоятельстве, тоже осталась за кадром. Дело в том, что еще три месяца назад в Елизаветовке была своя машина «скорой», которая на вызовы выезжала за считанные минуты. И с бензином проблем не возникало. Теперь же в связи с «оптимизацией» это стало невозможным, возмущаются жители Елизаветовка.
Опять «стрелочники»?
Правда, есть и другая версия смерти Алексея Ковалева. Согласно ей, человек захлебнулся сразу и его гражданская жена сообщила о смерти в Центральную райбольницу, где ответили, что за трупами «скорая» не выезжает. А потом к событиям подключился председатель местного сельсовета Максим Громкая, стараниями которого история со смертью Ковалева уже вернулась в другое русло, которое подняло на ноги областную власть. На Петрикивщини многие усматривают в таком течении событий свою логику. Максим Громкий является ставленником лобби из соседнего промышленного Днепродзержинска, где определенные силы спят и видят территорию Елизаветовской сельсовета с ее «лакомым кусочком» - зоной отдыха на живописных Голубых озерах - в составе этого крупного города. Глава же Петриковской райгосадминистрации Анатолий Охотник, как и его предшественник еще во времена президентства Виктора Ющенко Петр Лесной, был решительно против этого. Лесной (наша газета неоднократно об этом писала) впоследствии поплатился за свою бескомпромиссность не только должности, но и на 15 месяцев оказался в следственном изоляторе, хотя его вина не доказана и до теперь. Анатолий Охотник пока только лишился должности ... И самое интересное - в прошлую субботу, когда областная власть устроила на Петрикивщини громкий «разбор полетов», Максима Голосного, который с главой райгосадминистрации был в не самых лучших отношениях, нигде так и не нашли.
Также автомобили по программе правительства Юлии Тимошенко, в которой Генпрокуратура так рьяно пытается найти хоть какой-то криминал, в прошлом году получили ФАПы в Чаплинке и хуторских, но там тоже оказались у разбитого корыта. Все оборудование в них уже с баланса сняты, а на баланс райбольницу еще не поставлена. И в Елизаветовском сельсовете аналогичная ситуация - переходный период. Вот такое получается замкнутый круг, который в значительной степени могло привести и к смерти Алексея Ковалева. Так не жертвой затеянного властями реформирования медицинской отрасли не для людей, а против людей, его следует считать? Именно поэтому и вышеупомянутые оргвыводы по поводу трагедии в Елизаветовке наталкивают на мысль: а не решили путем громкого наказания «стрелочников» отвлечь внимание общественности от системных проблем, без кардинального решения которых подобные трагические случаи могут произойти где и когда?
В день смеха будет не до смеха ...
Вышеупомянутый пилотный проект должен стартовать 1 апреля нынешнего года, в День смеха. Но уже сейчас можно предсказать, что будет не до веселья. И не только крестьянам, но и самим медикам. Можно себе представить, как 20 районных больниц превратят в амбулаторные пункты, а хирургические, инфекционные и родильные отделения окажутся на улице. Яркий пример на эту тему можно почерпнуть в Софиевском районе. Единственный роддом там закрыли еще прошлым летом. И теперь врачи из райбольницы вынуждены возить женщин, у которых уже начались схватки, в Кривой Рог. Причем роженицам такие вояжи обходятся собственными средствами, потому топлива на эти случаи не предусмотрены. Поэтому недаром в районе сейчас говорят: пока в Кривой Рог доедешь, можно трижды родить.
К тому же пилотный проект должен оставить без работы до 1500 медиков Днепропетровщины, которые и так, мягко говоря, не блаженствуют. Например, должностной оклад врача - 960 гривен, а санитарки - 920. И это при том, что на отдых и медицинское обслуживание одного народного депутата в бюджете-2011 заложено столько средств, как на здравоохранение 5130 украинцев. В абсолютных цифрах лечения нардепа в год обходиться в 785 тысяч гривен, а рядового гражданина - 153 гривны. Вот такие получаются «ножницы» ...

 

Опросы

Как улучшить медицинские услуги?