Светило неврологии, руководитель всемирно известной швейцарской клиники считает «Детскую больницу будущего» уникальным проектом, крайне необходимым для Украины

07:12:2010 г.
vrach.jpgШвейцарский Центр параплегичных исследований - это современная больница, построенная посреди зеленой поляны. Крупнейшая клиника такой специализации в Европе успешно лечит и возвращает к нормальной жизни парализованных детей и взрослых. Нам представилась возможность встретиться с руководителем этой суперклиникы - доктором Гвидо Цехом. Господин Гвидо рассказал, каким образом его команде удается ставить на ноги искалеченных пациентов и почему никакая другая клиника мира не может достичь такого высокого процента трудоустройства своих пациентов.


А еще известный швейцарский врач объяснил, почему считает строительство детской больницы будущего (Всеукраинского центра охраны здоровья матери и ребенка) шагом, чрезвычайно важным для Украины.
«Парализованный человек может управлять инвалидной коляской с помощью языка»
- Господин Гвидо, термин «параплегия» хорошо известен специалистам-неврологам, но большинство украинцев не знают, что это такое и откуда берется. Объясните, пожалуйста, с какой патологией имеет дело ваш медицинский центр.
- Параплегия - это массивное поражение центральной нервной системы различного происхождения, вследствие которого организм теряет те или иные функции. Человек может попасть в аварию, может страдать от полиомиелита или иметь опухоль спинного мозга, и поэтому часть тела перестает двигаться, возникает паралич обеих верхних или нижних конечностей. Что-то можно восстановить, что-то - нет. Скажем, при травме позвоночника, если нервные волокна целы, то есть хороший шанс на выздоровление. Мы уже знаем по опыту: если пациент после аварии парализован, но на уровне копчика остается какая-то чувствительность, то через некоторое время функции могут восстановиться. Но если случается перелом позвоночника со смещением, когда разрываются волокна спинного мозга, то никаких функций восстановить невозможно. И во многих случаях врачи не способны сделать так, чтобы парализованный человек снова самостоятельно двигалась.
- В мире существует много больниц, занимающихся лечением больных параплегии. Но именно ваш центр считается лучшим в Европе, а по некоторым научным источникам - даже в мире. Что же вы такое делаете, чего не умеют в других местах?
- Ни одна клиника в мире не может даже немного приблизиться к нашему показателю - 90% наших пациентов после выписки становятся работоспособными. Например, американцы долгое время считались очень успешными в лечении параплегии, так как разрабатывали это направление после войны во Вьетнаме. Так вот, в США этот показатель составляет всего-навсего 17%. В некоторых европейских клиниках (во Франции, Англии, Италии), которые концентрируются на медицинской части, но немного внимания уделяют реабилитации таких пациентов, этот показатель колеблется от 10 до 20%. А у нас - 90%!
- И как же вам удалось достичь таких результатов?
- Дело в том, что на каждом этапе лечения и реабилитации мы предоставляем человеку максимально качественную помощь. До центра больного доставляют сразу после несчастного случая. Чтобы не терять ни минуты, транспортируем, как правило, вертолетом. Далее - диагностика и назначение лечения. Мы имеем всю необходимую аппаратуру, которая позволяет проводить обследование в трехмерном изображении. Кроме того, у нас оборудованы высокоспециализированные операционные, где можно проводить сложнейшие вмешательства на позвоночнике и при всех видах травм. Работают соответствующие реанимационные отделения нейроурологии, неврологии, ортопедии, пластической хирургии и т.д. Кроме того, мы применяем 14 различных форм терапии, взаимодополняющих друг друга. Это означает, что в клинике функционируют около 50 сегментов. И по 40 из этих сегментов мы преобладаем наших конкурентов. Но лечение - это только половина работы. Если пациент остается полностью или частично парализованным, мы проводим реабилитацию - как в рамках клиники, так и в месте проживания пациента. И делаем все возможное, чтобы даже в таком состоянии человек мог делать то, что хочет, общаться, передвигаться, работать, развиваться. Переоборудуем дома (устанавливаем специальные лифты, пандусы), приспосабливаем автомобили под нужды пациента с ограниченными возможностями, покупаем инвалидные коляски. Очень важной является трудовая интеграция пациента. Если это инвалид, мы учим его новым профессиям, чтобы он, вернувшись домой, мог найти работу и зарабатывать себе на жизнь.
«Что бы вы думали, чувствовали, если бы оказались в роли инвалида?»
- В Украине человек, который после тяжелой травмы остается полностью парализованной, обычно доживает свой век прикованной к постели. В Швейцарии другая ситуация?
- Конечно. Для нас очень важна идентификация с больным, понимание его потребностей. Вот скажите, что бы вы думали, чувствовали, если бы оказались в роли этого инвалида? Если у вас есть собственные желания, но из-за травмы вы не можете их выполнить, иногда даже выразить, то вы будете чувствовать очень несчастным человеком. Значит, вам надо помочь. И мы это делаем благодаря цифровой революции, которая произошла в мире. Пациентов, которые не могут двигать ногами и руками, мы учим пользоваться компьютерами. Например, у парализованного пациента движется только язык и глаза. Мы подключаем к языку оборудование, которое позволяет управлять инвалидной коляской. Язык работает, будто компьютерная мышь. Надо только выполнять движения и делать прикус, чтобы ехать в выбранном направлении. У нас есть один пациент, который до травмы руководил большим отделением в фармацевтической компании и координировал работу 80 подчиненных. После несчастного случая он стал инвалидом. Парализовано все тело, и только пальцы рук и ног могут немного шевелиться, процентов на 40. Человек даже есть самостоятельно не может, его надо кормить с ложечки. Казалось бы, на этом карьера должна оборваться. Но, несмотря на чрезвычайно тяжелую травму, этот человек не должен освобождаться. Мы подсоединили сенсоры к пальцам, и благодаря программе реабилитации он продолжает эффективно выполнять свою работу.
«Средства на больницу вернутся сторицей»
- На днях вы провели целый ряд встреч с людьми, от которых зависит судьба детской больницы будущего, а также побывали на строительной площадке Всеукраинского центра охраны здоровья матери и ребенка. Каковы ваши впечатления от услышанного и увиденного?
- Я приехал в вашу страну по приглашению Международного благотворительного фонда «Украина 3000» именно для того, чтобы ознакомиться с этим проектом. Еще до приезда я тщательно изучил все документы, просмотрел планы, описание. И увидел - проект действительно уникальный! Но меня сразу заинтересовал вопрос - как новая клиника будет взаимодействовать с другими медицинскими учреждениями в Украине, которые специализируются на помощи детям. Где возможны конкурентные отношения, а где - взаимодополнения? Я побывал в хирургическом отделении вашего Института педиатрии, акушерства и гинекологии, где общался с доктором Александром Слеповым. Также посетил центр Владимира Мартынюка (Украинский медицинский центр медико-социальной реабилитации детей с органическим поражением нервной системы МЗ Украины - Ред.)
И я был доволен, что среди медиков нет конкурентного восприятия этого проекта. Напротив, врачи хотят, чтобы новая больница появилась как можно скорее. Ведь есть такие детские патологии, которые в Украине пока не лечатся, особенно некоторые формы рака. Есть проблемы в онкогематологии, высокоспециализированной диагностике новорожденных. Я убежден, что новая клиника станет центром компетентности в лечении тяжелых патологий и сможет работать с региональными отделениями, закрывая, таким образом, проблему не только в Киеве, а по всей Украине. Конечно, я понимаю, что работа на участке посреди леса только началась, но хочу подтвердить, что подавляющая часть подготовительных работ уже успешно сделана. А когда больницу построят, она поможет снизить уровень детской смертности, и все средства, потраченные на больницу, вернутся сторицей. Ведь новый центр уменьшит не только страдания маленьких пациентов, но и страдания семей, воспитывающих детей с такими врожденными патологиями. Так удастся улучшить жизнь многих украинцев.

КСТАТИ

Президент Ассоциации педиатров Украины, академик Юрий Антипкин подчеркнул, что Украине «Больница будущего» «нужна как воздух». «Все педиатры с нетерпением ожидают создания этой больницы, - сказал он. - Мы подкрепим ее кадрами, и она будет работать ради наших детей».

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ ...
38 месяцев от «нуля» до открытия


Когда же на площадке посреди леса начнется строительство Всеукраинского центра охраны здоровья матери и ребенка? С этим вопросом мы обратилась к председателю правления фонда «Детская больница будущего» Веры Павлюк.
- Начать можно только после того, как Кабинет Министров Украины утвердит проект строительства Центра и в Госархстройинспекции будет получено разрешение на строительство.
- Тогда задержка за Кабмином? Но почему? Подготовительные работы будто уже выполнены.
- Было разрешение на подготовительные работы - строители их завершили. Следующий шаг. Поскольку Центр - это государственный объект, поэтому Кабмин должен утвердить проектную документацию. Это последний шаг до получения разрешения и полноценного широкомасштабного строительства. До этого, как мы уже информировали, нужно было пройти государственную комплексную экспертизу, а еще перед тем - собрать кучу разрешительных и согласовательных документов. Если бы это был частный проект, то после положительного заключения государственной экспертизы можно было бы сразу идти за разрешением. Таков порядок. Относительно строителей, то они сказали так: «Дайте нам отмашку, что можно работать, и через 38 месяцев мы полностью выполним все необходимые работы».
- А денег хватит, чтобы оплатить эти работы?
- Принимая во внимание решение Попечительского совета и договоренности с Государственным управлением делами и Клинической больницей «Феофания», фонд готов финансировать строительство «нулевого» цикла. Далее, учитывая, что это государственная земля, на которой будет работать государственное учреждение, а также достигнутые договоренности с Госуправлением делами, к продолжению строительства должно подключиться государство - найти в бюджете средства для такого важного дела.

 

Опросы

Как улучшить медицинские услуги?